Незамедлительное обращение к страховщику при ДТП – это обязанность водителя, желающего получить компенсацию за нанесенный ему ущерб. Но перед тем как обратиться в страховую компанию после ДТП, водителям необходимо вызвать сотрудников ГИБДД или оформить документы о происшествии самостоятельно. В каком порядке и когда обращаться в страховую после ДТП? И что будет, если срок подачи документов в страховую после ДТП нарушен?
Обращение в СК после ДТП
При попадании в дорожное происшествие водитель, признанный пострадавшим и понесший вследствие ДТП ущерб имеет право на его возмещение за счет страховой компании по полису ОСАГО. Для этого ему необходимо в кратчайшие сроки уведомить о произошедшем страховщика, предъявив ему требование о страховой компенсации - п. 3 ст. 11 ФЗ № 40 «Об ОСАГО». Оно оформляется в виде заявления, к которому прилагается пакет обязательных документов, подтверждающих событие ДТП и характер причиненного вреда.
Заявление и документы направляются в СК, продавшую полис пострадавшему водителю по прямому возмещению, при одновременном соблюдении двух условий:
- в происшествии не был нанесен вред чьей-либо жизни или здоровью, пострадало исключительно имущество;
- в происшествии участвовали 2 и более ТС, водители которых на момент столкновения имели действующие полисы автогражданки.
В других случаях, водитель, желающий получить страховое возмещение, обращается в СК, чьим полисом владеет виновник ДТП. Если вред жизни/здоровью пострадавшего проявился уже после подачи им документов на прямое возмещение и на момент подачи документов потерпевший не знал и не мог знать о нем, для его возмещения он может дополнительно обратиться к страховщику водителя-виновника - ст. 14.1 ФЗ № 40.
Обратите внимание!
При оформлении дорожного происшествия водители должны обменяться сведениями о своих страховщиках по ОСАГО, назвав второй стороне номер полиса ОСАГО, адрес, телефон и иные контакты страховщика.
Если это необходимо, в целях определения степени и характера ущерба, и оформления документов о ДТП в присутствии представителя страховщика, виновный или пострадавший водитель могут сообщить ему о происшествии любым доступным способом незамедлительно.
Когда нужно обращаться в страховую компанию после ДТП
Обращаться в СК после дорожного столкновения необходимо тогда, когда пострадавший водитель намерен получить возмещение причиненного ему ущерба. Если в результате ДТП имущественный или личный вред у невиновного отсутствует, он не требует возмещения, а значит и обращение в СК не осуществляется. Аналогичным образом не может быть возмещен имущественный/личный вред, в том числе причиненный автомобилю, если он возник не в результате дорожного движения и использования ТС.
Обратите внимание!
Когда происшествие может повлечь за собой возникновение гражданской ответственности водителя-виновника, он также обязан сообщать своему страховщику о причинении при использовании застрахованного ТС вреда имуществу/жизни/здоровью третьих лиц, согласно п. 2 ст. 11 ФЗ № 40.
Неисполнение этой обязанности в некоторых случаях влечет для водителя негативные последствия. Так, если ДТП оформлялось без участия ГИБДД, и водитель-виновник не направил в СК подлежащие направлению документы, впоследствии страховая выплата может быть взыскана с него в порядке регресса.
Сроки подачи документов
В соответствии с п. 3 ст. 11 ФЗ № 40, пострадавшая сторона, намеренная получить возмещение от страховщика, должна обратиться в страховую компанию при первой удобной возможности, путем подачи заявления и пакета надлежащих документов. Одним из таких документов является извещение о ДТП, бланк которого обычно выдается страховщиками при оформлении полиса ОСАГО и которое заполняется водителями совместно или каждым из них при наличии у них разногласий.
Обратите внимание!
Согласно п. 3.8 Правил ОСАГО, указанное извещение должно быть направлено в СК в кратчайший период после столкновения, но не позже 5-дневного срока с момента ДТП.
Указанное извещение подается пострадавшей стороной вместе с заявлением и иными обязательными документами. Это значит, что предельный срок для обращения к страховщику – это 5 дней после столкновения.
Как обратиться в страховую компанию при ДТП
Обращение в СК осуществляется пострадавшим водителем путем подачи заявления и надлежащего пакета документов, подтверждающих страховое событие и степень/характер причиненного ущерба. Порядок, способы и иные особенности обращения к страховщику обычно определяются внутренними правилами СК и указываются в памятке, выдаваемой вместе с полисом ОСАГО.
Обычно допускается личное вручение документов страхователем либо направление их иным удобным водителю способом, способным подтвердить факт и дату отправки, на адрес СК, указанный в памятке/полисе, в том числе по почте. При наличии соответствующего функционала, документы могут быть направлены в электронной форме. Пакет документов направляется в главный офис СК или отделение, действующее в регионе по месту жительства водителя.
Какие документы нужны для подачи обращения в страховую компанию
Пакет обязательных документов при обращении в СК, согласно п.3.10 Правил ОСАГО, будет включать в себя:
- заявление на возмещение причиненного вреда по форме, утв. Приложением № 6 к Положению ЦБ № 431-П;
- нотариально заверенную копию паспорта;
- банковские реквизиты на случай, если возмещение будет производиться в форме денежной компенсации и безналичным расчетом;
- заполненное и подписанное водителями извещение о происшествии;
- копия протокола/постановления/определения об админправонарушении/отказе в возбуждении дела, оформленные сотрудниками ГИБДД;
- иные документы, при наличии личного ущерба пострадавшего водителя: справки скорой помощи, справки об инвалидности, заключения МСЭ, справки о месячном доходе, предусмотренные п.п. 4.1,4.2,4.4-4.7,4.13 Правил ОСАГО.