Если судебный пристав нарушает права или бездействует, на него можно подать жалобу. Кому можно пожаловаться на судебных приставов? В каких случаях стоит писать жалобу, а когда приставы действуют строго в рамках полномочий?
Кому пожаловаться на действие или бездействие судебного пристава
Претензии к работе судебных приставов возникают у обеих сторон исполнительного производства. Выигравший суд истец может заметить, что приставы делают недостаточно для скорейшего возвращения долгов, а проигравший ответчик — что приставы превышают свои полномочия. Гражданин, считающий, что его права были ущемлены, имеет право оспорить постановление, обжаловать действия или бездействие судебного пристава. Кому жаловаться на судебных приставов, когда и как это делать прописано в главе 18 закона «Об исполнительном производстве». Направить претензии можно:
- Начальству лица, чьи решения гражданин считает неправомерными – старшему судебному приставу на действия пристава-исполнителя, главному судебному приставу по региону на постановления старшего пристава и его заместителя.
- В прокуратуру. Согласно закону «О прокуратуре», ведомство отвечает за соблюдение законодательства другими органами исполнительной власти. Обращение оформляется как заявление, в котором излагаются факты по исполнительному производству и описываются действия сотрудника ФССП или его бездействие, которые, по мнению заявителя, неправомерны.
- В суд общей юрисдикции, кроме случаев, когда речь идет об исполнении решения арбитражного суда или если одна из сторон производства является юридическим лицом.
Кому писать жалобу на судебных приставов решает жалобщик самостоятельно. Он имеет право обратиться во все указанные инстанции поочередно или одновременно.
Обратите внимание!
Если жалоба не была удовлетворена подразделениями ФССП, но жалобщик убежден в своей правоте, ответ ведомства следует приложить к последующим обращениям в прокуратуру и суд.
В каких случаях можно подавать жалобу
Единого перечня нарушений, подлежащих обжалованию, нет. Отклонение от требований законодательства, превышение полномочий или не использование выделенного нормативно-правовой базой инструментария для максимально эффективного исполнения решений суда может быть обжаловано и оспорено.
Весомым поводом для обращения взыскателя могут стать:
- длительное бездействие приставов в отношении должника, не установление его доходов и объектов собственности;
- затягивание с регистрацией или отказ в возбуждении исполнительного производства;
- пропуск исполнителями сроков взыскания долга;
- возврат исполнительного листа без должного отчета о предпринятых мерах по взысканию.
Должник, с которым работают приставы, может пожаловаться на то, что:
- ему не дали ознакомиться с материалами производства;
- не предоставили возможность добровольно уплатить долг или возбудили производство после начала добровольного погашения задолженности;
- изъятая собственность не была оценена или оценена не по рыночной стоимости;
- приставы недопустимо себя вели при личном общении, превысили полномочия или допустили нарушения во время изъятия имущества.
Сроки рассмотрения жалобы на судебного пристава
Насколько быстро удастся отменить решение пристава, зависит не только от сути жалобы, но и от инстанции, в которую она направлена. На рассмотрение внутри ведомства закон отводит 10 дней. При этом, если жалобщик одновременно обратился в суд, внутреннее разбирательство ставится на паузу до его решения.
Обратите внимание!
Приказ Генпрокуратуры №45 отводит ведомству на рассмотрение обращений граждан 15 дней, если не требуется дополнительное изучение и проверка, и до 30 дней в целом.
Суд, по статье 128 закона «Об исполнительном производстве», должен рассматривать такие заявления в течение 10 дней.
Как написать и подать жалобу на судебного пристава
Пожаловаться на судебного пристава, согласно статье 122 закона об исполнительном производстве, нужно успеть в течение 10 дней с момента нарушения: пристав вынес постановление, сделал неверное действие или упустил должный, по мнению жалобщика, момент. Если о нарушении своих интересов гражданин узнал после, то на обжалование отводится тот же срок, но с момента уведомления о произошедшем.
Обратите внимание!
Обязательного бланка для жалобы по закону нет, нормативно-правовой акт регламентирует только ее содержание.
Но образец бланка жалобы представлен на официальном сайте ФССП. Документ состоит из обязательных разделов:
- «шапка» - название подразделения ФССП, куда направляется бумага и ФИО и адрес регистрации заявителя;
- указание должностного лица, чье действие или бездействие хочет обжаловать заявитель;
- основания для пересмотра постановления пристава, предпринятые им действия, нормы закона, которые, по мнению жалобщика, были не выполнены или нарушены сотрудником ФССП;
- требования заявителя;
- список приложенных к жалобе документов;
- дата и подпись.
Обратите внимание!
Закон не требует от жалобщика прилагать документы, подтверждающие его правоту, но он имеет право сделать это добровольно. Если вышестоящее должностное лицо ФССП сочтет необходимым, оно запросит документы дополнительно.
Жалоба может быть подана как лично, так и через доверенное лицо. Для этого представителю гражданина потребуется доверенность, реквизиты которой указываются в списке приложений.
И в ФССП, и в прокуратуру, и в суд можно обратиться дистанционно, через официальные онлайн порталы.