Покупатель имеет право на возврат денег за товар как надлежащего, так и ненадлежащего качества. Как производится возврат денежных средств?
Всё о возврате и обмене товара покупателем
Возврат товара производится по определенным правилам. Для товаров надлежащего и ненадлежащего качества предусмотрены разные сроки и разные условия возврата.
Продукцией надлежащего качества считаются изделия, которые не имеют недостатков, то есть соответствуют предназначению и выполняют все функции в полном объеме. Ненадлежащей считается продукция, которая имеет недостатки.
В соответствии с законом покупатель может обменять продукцию ненадлежащего качества на аналогичный товар или, в случае отсутствия последнего, получить полный возврат суммы. Возврат производится в течении гарантийного срока или срока годности.
Товар надлежащего качества можно вернуть в течении четырнадцати дней, день в который была совершена покупка в этот срок не включается. Товар необходимо вернуть в надлежащем виде, без повреждений и следов износа, при наличии упаковки. Последнюю необходимо сохранить, кроме того, сохранить следует и товарный чек.
Покупатель может выбрать несколько вариантов возврата товара:
- обмен изделия на аналогичное;
- возврат средств в полном объеме;
- в случае отсутствия аналогичного изделия, продавец и покупатель могут договориться об обмене товара.
Обратите внимание!
Если покупатель хочет вернуть деньги, после заключения договора с продавцом возврат осуществляется в течение трех дней.
В случае возврата некачественного товара, потребитель может вернуть товар при обнаружении существенного недостатка в течение пятнадцати дней, если этот продукт относится к категории технически сложных устройств.
Потребитель имеет право на обмен изделия на аналогичное, возврат средств в полном объеме или ремонт изделия за счет продавца или изготовителя. Для других категорий продукции ненадлежащего качества обмен или возврат средств производится в течение гарантийного срока или срока годности. Если таковые не установлены, то возврат может осуществляться в течение двух лет с момента приобретения продукции.
Продукция ненадлежащего качества должна быть заменена продавцом или изготовителем в течение семи дней с момента обращения покупателя. Если необходимо проведение экспертизы, то изделие должно быть заменено в течении двадцати дней с момента обращения.
Обратите внимание!
Если потребитель требует возврата средств, то даже с учетом проведения экспертизы, требование покупателя должно быть удовлетворено в течение двадцати дней с момента предъявления последнего.
При возврате изделия ненадлежащего качества упаковка и внешний вид изделия не требует сохранения изначального внешнего вида.
Какие виды товаров возврату не подлежат
Законодательно определены виды товаров, которые не подлежат обмену и возврату. К данной продукции принадлежат следующие виды изделий:
- медикаменты и товары медицинского предназначения, которые применяются для индивидуального использования;
- парфюмерия и товары косметического предназначения;
- продукция для личного использования;
- изделия, которые отпускаются на метраж;
- текстильные товары;
- чулки, носки, нижнее белье.
Поменять нельзя товары, изготовленные частично или полностью из полимерных материалов. Для обмена непригодны ювелирные изделия и мебель бытового предназначения - кухонные гарнитуры. Транспортные средства, вело и мото товары не подлежат обмену. Для технически сложных товаров существуют специальные правила обмена и возврата изделий. К технически сложным товарам относят ноутбуки, мобильные телефоны, бытовые приборы и прочее.
Патроны и оружие потребитель также не сможет вернуть. Последними в категории товаров, которые не подлежат возврату, значатся растения и животные.
Когда продавец обязан вернуть деньги за товар
Продавец или изготовитель обязан вернуть деньги за приобретенную продукцию в том случае, если были соблюдены условия возврата, указанные в законодательстве.
Возврат товара надлежащего качества производится в течении четырнадцати дней с момента приобретения, дата приобретения в этот срок не входит. Технически сложные товары подлежат возврату в течение пятнадцати дней. Если для проверки причины неисправности требуется экспертиза, на проведение последней выделяется десять дней. При этом возврат даже с условием проведения экспертизы должен быть осуществлен в течение двадцати дней.
Потребитель имеет право вернуть товар в течении срока годности или гарантийного срока. Если таковые не указаны, покупатель может вернуть изделие в течение двух лет с момента приобретения.
Сроки могут быть продлены, если:
- продавец нарушил сроки на протяжении которых должна была быть устранена неисправность изделия;
- если в ходе использования была выявлена существенная неисправность;
- постоянное пребывание изделия в ремонте, что не дает возможности использовать товар по назначению в течении одного месяца на протяжении года гарантийного срока.
Обратите внимание!
Возврат средств за товар ненадлежащего качества производится в течение десяти дней с момента обращения.
Для товаров, приобретенных в кредит, предусмотрены те же сроки возврата. При этом продавец должен компенсировать сумму средств в полном объеме, которые были внесены покупателем в виде ежемесячных платежей. Реализатор должен компенсировать сумму банку за выдачу займа. Транспортировка и доставка габаритного товара осуществляется за счет продавца.
Сохранение товарного чека желательно, но не обязательн. Отсутствие последнего не является причиной для отказа в возврате денежных средств или обмене товара. Продавец имеет право не возвращать деньги за товар, если он относится к перечню изделий, которые не подлежат возврату и обмену.
Для оформления возврата средств необходимо обратится к продавцу с просьбой о возврате, предоставить кассовый чек, который подтверждает факт приобретения изделия, если он есть, написать обращение о возврате денежных средств.
Продавец имеет право составить акт осмотра товара и зафиксировать все изъяны, которые будут обнаружены на товаре в ходе осмотра. Если товар относится к категории технически сложных, то продавец имеет право на отправку товара на экспертизу для определения виновного в неисправности изделия.
Если стороны договорились и нет спорных моментов для выяснения, то возврат средств в полном объеме производится в течение десяти дней с момента обращения.
Если потребитель придерживался всех правил и сроков возврата товара, то продавец не имеет права отказать в возврате денежных средств. Если после обращения потребителя с заявлением о возврате, продавец отказывается его принимать, то необходимо зафиксировать этот факт. Дальнейшее разбирательство проводится в судебном порядке.
Как подать иск в суд, если в возврате средств отказано
Когда продавец отказывается возвращать деньги за товар, решение вопроса производится в судебном порядке. Не следует опасаться подавать иск для защиты своих прав, поскольку в делах такого рода суд занимает сторону потребителя.
Если экспертиза товара не была проведена продавцом или ее результаты оказались неудовлетворительными для покупателя, то последний имеет право обратиться к независимому эксперту и получить его заключение. Такое заключение будет принято в суде как доказательство. При решении суда в пользу заявителя продавец или изготовитель обязаны оплатить сумму, которая была оплачена потребителем за проведение независимой экспертизы и компенсировать транспортные расходы.
Для обращения в суд, необходимо подать исковое заявление и оплатить пошлину. Без подтверждения оплаты пошлины иск рассматриваться не будет. Потребителю необходимо подготовить документы, которые подтверждают факт покупки товара - кассовые чеки, зафиксировать отказ продавца в возврате средств. Предоставить результаты независимой экспертизы.
Если потребитель подал в суд, после чего продавец согласился компенсировать затраты и вернуть средства за приобретенный товар, то покупатель имеет право отозвать иск. В этом случае сумма пошлины, которую он заплатил, будет возвращена последнему.