Интернет занимает значительное место в нашей жизни. Даже покупки мы все чаще совершаем в сети. Однако не дремлют и мошенники, они тоже осваивают современные технические средства, чтобы нажиться за наш счет. В этой статье мы расскажем о том, что следует делать в случае обмана при покупке в интернет-магазинах.
Обманули в интернет-магазине - порядок действий
Формально для законодательства нет разницы, в каком именно магазине вы сделали покупку - обычном или виртуальном. Закон РФ «О защите прав потребителей» от 07.02.1992 г № 2300-1 распространяется на любые торговые точки, и вы имеете право не только на возврат денег, но и на обмен товара, устранение недостатков и т.д. Однако в реальности воздействовать на интернет-магазин намного сложнее, чем на обычный.
Во-первых, создание фальшивых порталов или сайтов-однодневок - один из популярных видов мошенничества. Преступники создают неотличимый от оригинального ресурс, отличие заключается разве что в необычайно низких ценах, что и привлекает массу покупателей. Обязательным условием покупки является предоплата. Клиент отправляет деньги и выжидает установленный срок, но не получает товар. После этого он начинает писать в интернет-магазин и получает извинения и заверения, что товар вот-вот поступит. Потом ресурс просто исчезает, и контактировать больше не с кем. Скорее всего, преступники уже собрали на этом домене все, что планировали и, слегка видоизменив дизайн, переехали на другой портал. Регистрируют подобные конторы на доменных адресах удаленных республик, и привлечь преступников к ответу почти невозможно.
Во-вторых, даже настоящие интернет-магазины зачастую зарегистрированы за пределами российской юрисдикции и могут при желании не выполнять ваши требования. Однако такие заведения заинтересованы в добром имени и, скорее всего, пойдут навстречу. Вероятно, вам не удастся обменять товар по причине того, что выбранный вами цвет в конечном итоге не подошел. Но в случае приобретения некачественной вещи ее заменят или вернут деньги.
Взаимодействовать с интернет-магазинами следует так же, как с обычными. Сначала проводится претензионная работа. Вы обращаетесь к администрации с конкретным требованием и получаете ответ. Если он вас не устраивает, вы можете обратиться с исковым заявлением в суд. Если суд вынесет решение в вашу пользу, а магазин откажется его исполнять и скроется от ответственности за иностранной юрисдикцией, это будет поводом обратиться в Роскомнадзор и закрыть доступ к сайту техническими средствами. В таком варианте событий торговцы не заинтересованы, и, скорее всего, ваша проблема будет решена.
Если же ресурс мошеннический, следует сразу подавать заявление в полицию. Это тоже может способствовать закрытию сайта, однако вернуть деньги вы вряд ли сможете.
Обратите внимание!
Не доверяйте слишком выгодным предложениям, не соглашайтесь на предоплату, и вас не сумеют обмануть.
Как вернуть деньги за покупку в интернет-магазине при обмане?
Вернуть деньги вы сможете, только если имели дело с настоящим, настроенным на долговременную работу интернет-магазином. В этом случае нужно обратиться к его администрации с претензией, в которой следует указать на факт покупки. Также предоставьте подтверждающие документы. Вам нужно донести до представителя торговой точки, что именно в покупке вас не устраивает, и чего вы хотите. Возврат товара и денег - только один из вариантов таких требований, полностью права покупателя изложены в Законе РФ «О защите прав потребителей» от 07.02.1992 г № 2300-1.
Получив не устраивающий вас ответ или не получив его вовсе, вы можете обратиться в суд. Всю переписку следует задокументировать и сохранить, она называется претензионной работой и является необходимым условием для подачи искового заявления. Далее вы получаете решение суда и возвращаете свои деньги. Вернуть их магазин может либо добровольно, либо с привлечением службы судебных приставов.
Кроме того, вы можете пожаловаться в Роспотребнадзор, комитет по защите прав потребителей и прокуратуру. Вмешательство в дело этих органов может ускорить возврат ваших средств.
Если схема изначально является мошеннической, деньги вы, скорее всего, не получите. Теоретически после изобличения преступников вы можете подать иск о возмещении ущерба. Доменные адреса находятся на определенном хостинге, там есть паспортные данные владельцев ресурса, но они могут принадлежать человеку, который не имеет никакого отношения к торговой точке, или вовсе быть поддельными. Часто используют данные потерянных или украденных паспортов. Соответственно, шансы на возврат денег минимальны.
Тем не менее заявлять о мошенничестве следует. Обращения в полицию мешают преступникам и способствуют в конечном итоге формированию в стране цивилизованного интернет-рынка.
Какая статья предусматривает ответственность за мошенничество в интернете?
Ответственность за мошенничество определена в ст. 159 УК РФ. Максимальная санкция - 10 лет заключения и штраф в 1 млн. рублей. Наказать преступников будет крайне сложно, но это не означает, что не стоит пытаться.
Составляем жалобу на интернет-магазин
В этом документе следует указать государственный орган, в который он адресован, свои паспортные данные и способы связи с вами, а также сведения об интернет-магазине, действия которого вы обжалуете.
В основной части следует:
- подробно изложить обстоятельства приобретения товара и его оплаты;
- сообщить о недостатках, которые вынудили вас повторно обратиться в магазин;
- указать ответ представителя торговой точки и причины, по которым он вас не устраивает;
- заявить свои требования по существу жалобы;
- поставить дату и подпись с расшифровкой.
Дополнительные консультации вы можете получить онлайн у наших юристов.