Большинство преступлений в сфере торговли совершается покупателями. Связано это с недостаточно строгим наказанием, предусмотренным КоАП РФ, и достаточно большой суммой ущерба, чтобы привлечь виновного к уголовной ответственности. Но вероятен и иной сценарий развития событий, когда покупатель становится пострадавшим лицом. Что делать в таком случае, расскажем в нашей статье.
Обманули в магазине, что делать?
Обман граждан также предусматривает наступление административной и уголовной ответственности в зависимости от нанесенного ущерба и характера действий виновного лица.
У сотрудников магазинов есть в распоряжении огромное число схем, как обмануть потребителей и остаться незамеченными. Действия злоумышленников направлены на тайное хищение денежных средств граждан, введение их в заблуждение, что является основанием для назначения санкции по ст. 159 УК РФ. КоАП РФ же содержит специальную норму, конкретизируя объективную сторону правонарушения в ст. 14.7.
Достаточно сложно доказать умысел продавца в противоправных действиях, поэтому пострадавшие зачастую довольствуются возвратом украденных у них средств. Тем не менее, обман в магазине — это преступление, о котором необходимо заявить и наказать виновных лиц.
Обратите внимание!
Закон РФ «О защите прав потребителей» от 07.02.1992 № 2300-1, КоАП РФ и УК РФ предоставляют пострадавшему лицу достаточное количество правовых инструментов для восстановления нарушенных прав.
Разберем подробнее, куда обращаться, если вас обманули в торговой точке, как наказать злоумышленников и получить компенсацию.
Способы обмана
Одним из самых распространенных методов обмана является сбыт просроченных продуктов. Выявить это удается далеко не сразу. Не каждый покупатель рассматривает дату окончания срока годности на всех товарах, которые собирается приобрести.
Процедура возврата предусматривает предоставление чека на покупку просрочки, который после покупки хранят далеко не все. В итоге продавец остается безнаказанным и обогащается за счет обманутого потребителя. Обратите внимание! Подобный вид обмана используется при продаже скоропортящихся продуктов, а также товаров, которые магазин реализует на развес. В последнем случае продавец намеренно меняет срок годности путем обновления маркировки.
Большим спросом пользуются магазины самообслуживания, где покупатель может единовременно приобрести товары различных категорий без необходимости стоять в очереди в каждый отдел. Данный вид продаж породил еще одну схему обогащения магазина — несоответствие ценников. Нередко товар на полке и такой же товар на кассе стоят по-разному. Достаточно сложно отследить точную сумму покупок, когда помещаешь все продукты в одну большую корзину. Единственным инструментом проверки является анализ итогового чека.
Мошенничество на кассе — прерогатива небольших частных магазинов и рынков. Сетевые магазины производят расчет стоимости автоматически при сканировании штрих-кодов, частники делают это вручную. Проводимые операции не видны покупателю, на руки выдается чек без наименований и чаще всего на единую итоговую сумму. Проверить продавца можно, используя контрольные весы, если они имеются в местах розничной торговли.
Представленные способы являются наиболее популярными среди недобросовестных продавцов, но далеко не единственными.
Куда обращаться, если вас обманули?
Если вы стали жертвой сотрудников торговой точки, не игнорируйте проблему. Даже просроченный пакет молока может стать причиной обращения в магазин для возмещения ущерба. Основополагающим документом, встающим на защиту покупателей, является Закон № 2300-1. Уполномоченным органом по проведению проверок соответствия деятельности магазина нормам Закона № 2300-1 является Роспотребнадзор и его территориальные подразделения. Первое, что вы должны сделать в случае обмана, - подать заявление в это ведомство.
Даже если магазин готов вернуть ваши денежные средства, это не является поводом для безнаказанности. Действия продавца могут носить систематический характер. Если вы не остановите его сейчас, пострадают другие потребители.
По вашему заявлению Роспотребнадзор инициирует проверку. Если уполномоченный орган обнаружит состав правонарушения по ст. 14.7 КоАП РФ, юридическому лицу грозит штраф до 500 тысяч рублей.
Административный штраф — наиболее распространенная санкция за обман потребителя путем обвешивания или введения в заблуждения относительно свойств отпускаемого товара.
Однако наказать за мошенничество в торговой точке можно и в рамках УК РФ. Важно убедить следствие, что действия продавца были прямо направлены на хищение вашего имущества путем введения вас в заблуждение. Данный вид нарушения закона может быть направлен на неограниченный круг потребителей, поэтому допускается коллективное обращение по факту совершения уголовного преступления. Подобный вид заявления необходимо адресовать правоохранительным органам для решения вопроса о возбуждении уголовного дела по ст. 159 УК РФ.
Обратите внимание!
В случае привлечения виновного лица к ответственности, у вас остается право на подачу гражданского иска о возмещении причиненного ущерба.
Жертвой обмана в магазине может стать любой покупатель. Важно внимательно проверять свежесть продуктов и соответствие заявленным характеристикам. В случае подозрений обратитесь в правоохранительные органы и Роспотребнадзор. Заявление в обоих случаях может быть составлено в произвольной форме. Если вы затрудняетесь разрешить спор с продавцом самостоятельно, обратитесь за помощью квалифицированных юристов.